Содержание
Едва касаясь тыльной стороной ладони смесителя, девушка открывает воду. Осторожно нажав ребром ладони на дозатор, она омывает кран, споласкивает водой, после этого трижды тщательно намыливает руки, как хирург, готовящийся к операции, и трижды смывает. Аккуратно выключает воду одноразовым бумажным полотенцем, вытирает руки.
Перед уходом молодой человек несколько раз щёлкает каждым выключателем. Потом, после непродолжительных колебаний, возвращается от двери подъезда и проверяет снова.
Идя по набережной, женщина аккуратно переступает через стыки плит, даже если для этого приходится наступить в грязь.
Ребёнок складывает цифры в номерах машин, делит на два и сильно огорчается, получая остаток.
На первый взгляд несхожие, эти ситуации есть проявление одного расстройства, синдрома навязчивых состояний, или, в современной классификации, обсессивно-компульсивного расстройства. В широком смысле можно сказать, что некие сходные проявления может испытать практически любой человек, так как по сути они представляют собой неспецифические защитные механизмы психики, помогая бороться с тревогой. Практически в любой культуре есть приметы, небольшие ритуалы, такие, как стук по дереву, «чтобы не сглазить», пожелание идти к чёрту в ответ на присказку «ни пуха, ни пера» и т. д. Многие из нас имеют талисманы, счастливые предметы, рубашку, в которой надо идти на экзамен, маленькие традиции.
Первые признаки
Когда же приходится говорить о расстройстве? Основной признак его — субъективный психический дискомфорт и элементы внутренней борьбы. В классическом варианте человека, страдающего этим заболеванием, неотвязно преследуют одни и те же мысли, воспринимаемые им как свои собственные, вызывающие волнение, беспокойство; это напряжение удаётся частично снять повторением особых действий, который сам пациент воспринимает как иррациональные, «глупые», бессмысленные, но не может им противиться. Например, выйдя из дома, такой человек вновь и вновь мысленно возвращается к моменту, когда он закрывал дверь, и хотя он ясно помнит, что повернул ключ в замке, внутреннее беспокойство растёт, и не остаётся другого выбора, как вернуться и проверить замок ещё пару раз. Несмотря на кажущуюся простоту, попытки разубеждения в таком случае оказываются бесплодными.
Начинаясь в возрасте 10-30 лет, расстройство может сопровождать человека всю жизнь, зачастую имеются периоды улучшения и ухудшения, отражающие саму жизненную ситуацию. Нередко проходит до 10 лет, прежде чем пациент обращается к специалистам. В четверти случаев люди, страдающие от невроза навязчивых состояний, способны работать и относительно благополучны, но остальные так или иначе ограничены в социальном функционировании, очень часто одиноки, порой имеют инвалидность. Поэтому так важно вовремя распознать болезнь и начать её всестороннее лечение. Разумеется, поставить диагноз может только хороший психотерапевт, но нередко и сами пациенты находят информацию о заболевании на интернет-форумах, в специализированной литературе, после чего обращаются к врачу.
Грамотное лечение, как правило, включает терапию психотропными средствами, чаще антидепрессантами или атипичными антипсихотиками, что позволяет несколько улучшить самочувствие и сделать возможным следующий обязательный этап — психотерапевтическое вмешательство, преимущественно в рамках когнитивно-поведенческого подхода. Только комплексная помощь психиатра и психотерапевта может обеспечить устойчивую ремиссию и хорошее качество жизни.