Когда обращаться к логопеду

Логопед – это специалист, который занимается диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей и взрослых. Он помогает людям правильно произносить звуки, улучшать артикуляцию, развивать словарный запас и улучшать понимание речи. А еще такой специалист помогает восстанавливать речевую функцию после мозговых нарушений (инсультов, травм головы, нейроинфекций). 

В отдельных случаях логопеды помогают восстановить функции глотания – такое состояние называется дисфагия и может значительно ухудшить качество жизни, если не заниматься лечением.

Чем занимается логопед

Игры с ребенком на приеме у логопеда

Такой специалист в совершенстве знает устройство человеческих органов речи — это позволяет ему понимать, какие проблемы возникают при нарушении работы речевого аппарата и как их скорректировать. 

Кроме того, специалист по коррекции подобных нарушений понимает, как работает человеческий мозг и какие процессы происходят в нем при обработке информации. Часто нарушения речи напрямую связаны с проблемами в работе главного человеческого «компьютера», и специалист знает, как помочь пациенту улучшить речь, используя в том числе методы нейропсихологической реабилитации. 

Как комментирует логопед и дефектолог «Терапии души», Оксана Игоревна Федорова: 

«Логопедия включает в себя знания сразу из нескольких медицинских наук: психологии, нейропсихологии, неврологии и психиатрии. Это не удивительно — многие нарушения речи имеют медицинские причины, например, травмы головы, болезни нервной системы или психические расстройства. 

Логопеды «Терапии души» отлично понимают важность комплексной работы в каждом конкретном случае и помогают не только пациентам, но и их родственникам — поддержкой и конкретными советами о том, как взаимодействовать с ребенком или родственником, у которого диагностированы речевые нарушения».

В каких случаях необходим детский логопед

Многие родители пристально следят за развитием своего ребенка. Есть несколько явных признаков, которые сигнализируют, что малышу необходима помощь логопеда:

  • Проблемы с произношением. Если ребенок не может правильно произносить звуки, это часто бывает признаком того, что ему нужна помощь. Специалист поможет ребенку развить правильное произношение и научит его слышать и использовать фонемы в словах и связной речи.
  • Затруднения при чтении и письме. Логопед поможет ребенку развить и использовать эти навыки, а также улучшить его орфографические знания. 
  • Отсутствие интереса к языку. Если ребенок по каким-то причинам не хочет активно общаться посредством слов, специалист поможет объяснить малышу важность коммуникации голосом и научит его общаться.
  • Задержка в раннем речевом развитии. Если, на взгляд родителей ребенок говорит мало или же заговорил слишком поздно, специалист по логопедии поможет малышу развить свои речевые навыки и достичь нормального уровня развития речи.

Занятия с ребенком

Наконец, визит к специалисту бывает профилактическим. Общие медицинские и педагогические стандарты рекомендуют привести ребенка к логопеду минимум два раза — в 3 года и в 6 лет. Однако, существуют методики исследования, которые позволяют выявить патологии в развитии речи и у детей более младшего возраста.

Если конкретных признаков нарушений нет, но родители почему-то сомневаются в нормальности развития коммуникативных навыков ребенка, специалист по коррекции поможет развеять сомнения или подтвердить присутствие проблемы. Консультация будет полезна, если кто-то из родителей сам имеет дефекты речи — часто такие родители ошибаются в собственной оценке правильности произношения звуков ребенком.

Критерии нормального развития речи

При диагностике речи у детей логопеды опираются на значительное количество критериев, которые помогают им выяснить уровень речевого развития малыша: 

  • Возрастные особенности. Дети разного возраста имеют свои особенности в развитии речи. Логопед-учитель учитывает эти рамки и понимает, соответствует ли ребенок критериям нормального развития для своих лет. 
  • Зона ближайшего развития. Для специалиста это означает, что у ребенка наблюдаются определённые проблемы, но они решаемы при помощи логопеда.
  • Фонематический уровень. Этот критерий показывает общую способность ребенка различать звуки и правильно использовать их в словах.
  • Грамматические навыки. Язык – это сложная структура и знание его грамматики важно для полноценного развития речи. 
  • Психологическое состояние. Детский логопед учитывает эмоциональное состояние ребенка, формируя у него чувство безопасности и ощущение того, что ему помогут.

Каковы этапы развития речи ребенка

По мнению известного детского психолога А. Н. Гвоздева, нормальное развитие речи у детей проходит через несколько конкретных этапов:

  • Фонематический. В возрасте от 1 до 3 лет ребенок начинает различать звуки и учится связывать их в слоги. Он уже повторяет простые слова и фразы, а также узнает знакомые предметы и животных.
  • Синтаксический. Малыш постарше начинает активно пытаться строить предложения и учится использовать грамматические правила. В возрасте от 3 до 6 лет он уже задает вопросы и объясняет свои мысли. 
  • Этап полноценного словаря. В этот период ребенок начинает использовать более сложные слова и фразы, а также учится описывать свои впечатления и эмоции. В норме этап может длиться от 6 до 10 лет.
  • Формирование письменной речи. С 10 до 14 лет ребенок начинает активно использовать наработанный словарь, чтобы писать тексты и грамотно использовать язык под началом учителей и логопеда.

Как стимулировать развитие речи ребенка дома

Важно помнить, что любые коррекционные занятия вне кабинета логопеда необходимо подбирать индивидуально, в том числе исходя из особенностей семейных отношений. Однако есть универсальные рекомендации, которые не навредят при выполнении их дома: 

  • Тренировка слуха. Именно от него зависит, как ребенок будет слышать, различать и произносить звуки. Хорошим упражнением станет игра «Шумящие мешочки», когда ребенок пытается угадать содержимое коробочки или мешка по звуку. Внутри находятся предметы с разными свойствами, например, крупа, пуговицы, скрепки. Также полезным будет игровое упражнение «Жмурки», когда ребенок с завязанными глазами старается определить местонахождение источника звука, например, колокольчика, бубна или свистка.
  • Развитие мелкой моторики. Практически любое занятие, стимулирующее мелкую моторную активность, хорошо сказывается на развитии речи. В качестве домашних упражнений для пальчиков малыша отлично подойдут пересыпание и ощупывание круп, пуговиц и других мелких предметов, рисование пальцами, конструирование и лепка.
  • Постановка речевого выдоха. Дыхание – важный элемент формирования речи. Для постановки правильного механизма выдоха можно играть с ребенком в «сдуй бумажку/шарик/пушинку» или надувать воздушные шары и мыльные пузыри. 
  • Артикуляционные упражнения. Это может быть произношение скороговорок или стихов перед зеркалом, или упражнения, которые тренируют мышечно-связочный аппарат для того, чтобы ребенок мог устойчиво и правильно произносить звуки.
  • Расширение словарного запаса. Чтение — отличный способ развития речи у ребенка. Книги помогают расширять словарный запас и улучшить понимание речи, обращенной к малышу.

В чем разница работы логопеда для взрослых и для детей?

Занятия ребенка у логопеда

Важно отметить, что дети и взрослые имеют разные потребности и проблемы в области речи. Дети часто страдают от задержек речевого развития, нарушения артикуляции звуков, а также от проблем с памятью и вниманием при запоминании отдельных букв, фраз или текстов.

Взрослые чаще всего обращаются с проблемами в произношении звуков, нарушениями голоса, и речевыми нарушениями из-за перенесенных повреждений мозга. 

Вне зависимости от возраста пациента, одной из основных задач логопеда является диагностика речевых нарушений у человека. Для этого логопед проводит тестирование, которое позволит определить существующие проблемы и точно подобрать необходимые методы коррекции. Для детей такое тестирование проходит в игровой форме, а для взрослых – в виде беседы или заполнения «опросников». 

В обоих случаях специалисты «Терапии души» создают для пациентов атмосферу доброжелательности и понимания, учитывать персональные особенности каждого человека и выстраивать работу согласно особенностям их повседневной деятельности, профессии и интересов.

Ребенок у логопеда

Как лечат и реабилитируют пациентов с логопедическими проблемами в центре «Терапия души»?

Работа логопеда нашей клиники в Санкт-Петербурге включает достаточно много шагов, на каждом из которых специалисту важно вместе с пациентом понять, что необходимо для качественной и устойчивой коррекции навыков коммуникации. Стоит отметить, что лечение и реабилитация пациентов с логопедическими проблемами – это достаточно длительный процесс, который требует внимательности и терпения от всех участников: логопеда, пациента и его близких. В отдельных случаях для устойчивого результата необходимо до года регулярных занятий.

Первый и самый важный этап – это непосредственная диагностика речевых нарушений у пациента. Тестирования и беседы помогают выявить проблемы и степень их выраженности.

Для дальнейших этапов характерна постановка логопедом конкретных целей и их постепенное выполнение:  

  • Коррекция выявленных нарушений.  Восстановление включает в себя занятия с логопедом, работу над артикуляцией и дыханием, использование специальных упражнений для развития речи. 
  • Психологическая поддержка. Специфика проблемы иногда вызывает у пациента тревожные ощущения. В качестве сопровождающей терапии логопед может рекомендовать встречи с психотерапевтом – это поможет пациенту справиться со стрессом и улучшить эмоциональное состояние. 
  • Регулярность занятий. Лучшего результата в реабилитации или обучении навыкам речи можно достичь, если определить четкий график занятий. 

Оценка эффективности. Важным этапом работы логопеда является периодическая оценка промежуточных результатов пациента и своевременная коррекция плана и методов занятий.

Другие статьи по этой теме

Записаться на прием
Вверх