Личностно – ориентированная терапия, как следует из названия, применяется в индивидуальном лечении пациента и направлена на его личность. Целью данного метода является актуализация негармоничного поведения и деструктивных реакций пациенту, которые приводят к невротическим расстройствам. Также изменение форм поведения человека через преодоление внутренних барьеров, которые приводят к негармоничному взаимодействию с окружающим миром.
Консультация психиатров данном случае ведется, не как прием у врача, а как способ построения отношений с пациентом. Располагая к себе человека, психиатр добивается взаимодействия с пациентом, которое приведет к диалогу, а, следовательно, к совместному поиску проблемы и ее решения. Таким образом, психиатр становится не врачом, а равным партнером, что способствует актуализации и перепроживанию тех отношений у пациента, вследствие которых возникло невротическое состояние. /p>
Личностно-ориентированный подход в терапии сталкивает клиента со своей проблемой, «заставляя» осознать и прожить ее заново, найдя при этом выход из сложившейся травмирующей ситуации.
В процессе терапии, психиатр помогает найти пациенту не только деструктивные формы поведения, но также подсказывает новые гармоничные формы, которые приведут к продуктивным отношениям, ранее не встречавшихся в опыте человека.
Задачи личностно-ориентированной терапии лежат в трех плоскостях и могут быть сформулированы следующим образом:
- Познавательная сфера (интеллектуальное осознание, когнитивный аспект) – в ходе терапии пациент осознает какие ситуации, вызывающие негативные эмоции, осознает связи между эмоциями и появлением симптомов в организме, осознает свое поведение и эмоции, реакции других людей на его действия.
- Эмоциональная сфера – переживание своих позитивных адекватных или сложных травмирующих эмоций, свободное выражение своих эмоций, искренность, способность вербализировать свои чувства и понять свои переживания.
- Поведенческая сфера – осознание личных негармоничных форм поведения, преодоление их и приобретение навыка адекватного взаимодействия с окружающими людьми, ориентированного на сотрудничество и предполагающего самостоятельность и ответственность.