Задержка психического развития (ЗПР) – отставание темпов развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы у детей. ЗПР характеризуется сниженной способностью решать задачи, планировать, абстрактно мыслить и обучаться на своем опыте. Из-за сниженных способностей мышления, примитивности эмоций и недостаточного запаса знаний такие дети испытывают сложности в обучении. Неуспеваемость большинства школьников вызвана именно задержкой психического развития.
В силу направлельности развития различных интеллектуальных и речевых функций у детей диагностика задержки психического развития проводится к 4-5 годам. Потенциально данные нарушения обратимы с помощью специально организованного обучения и воспитания.
Причины задержки психического развития
Причины ЗПР у детей сложны и многообразны, но в целом их можно объединить в две ключевые группы, в своего рода два взгляда на проблему отставания развития у детей.
- Первая позиция первоочередное значение придает социальным факторам, связанными с неблагоприятными условиями воспитания и педагогической запущенностью.
- Вторая точка зрения во главу угла ставит биологические причины и выделяет поражающие факторы, оказывающие непосредственное влияние на ткани мозга. Среди них можно выделить:
- Внутриутробное неблагополучие. К нему относятся вирусные инфекции матери во время беременности (корь, краснуха, паротит), интоксикации беременной по причине курения, употребления алкоголя, лекарственных средств, а также токсикозы беременности и резус-конфликт.
- Родовая патология. Нередкая причина задержки психического развития, обусловлена асфиксией новорожденного или механическая травма головы вследствие наложения щипцов.
Симптомы задержки психического развития
Симптомы задержки психического развития у детей не так сильно выражены, как при серьезных патологиях – детском аутизме или умственной отсталости. Они приводят в основном лишь к затруднениям в обучении и социальной адаптации. Диагностика детей с задержкой психического развития строится на выявлении следующих признаков.
- Ребенку с ЗПР сложно сконцентрировать внимание, оно у него слабое, неустойчивое, он часто отвлекается
- У ребенка ЗПР развитие мышления отстает по темпу, ему хуже удается произвести такие логические операции как анализ, обобщение, сравнение
- Нарушения восприятия проявляются в трудностях построения целостного образа, ребенку тяжело удается узнать какой-либо предмет с непривычного ракурса
- Эмоции у ребенка с ЗПР также нередко уязвимы, при малейшем неуспехи он замыкается в себе и становится обидчивым
В любом случае, указанные симптомы ЗПР у детей важно отличать от особенностей характера ребенка, нежелания заниматься скучной деятельностью или неспособности выполнить задание не его возрасту. Поэтому диагностикой задержки психической развития должен заниматься квалифицированный специалист.
Коррекция задержки психического развития
Коррекция задержки психического развития начинается с точной диагностики состояния ребенка. Чтобы понять, что именно послужило причиной задержки психического развития, необходимо провести комплексное обследование ребенка с участием детского психотерапевта, психиатра, психолога, логопеда, невролога и педиатра. После диагностики подберут индивидуальную программу коррекции.
В нашей команде собраны ведущие специалисты этого профиля, имеющие достойный опыт работы с детьми ЗПР. За их плечами сотни благодарных маленьких пациентов и их родителей.
Не откладывайте на завтра, обратитесь за помощью к профессионалам.
Мы будем рады Вам помочь!